Фильм «Последнее лето детства» был создан на базе киностудии «Беларусьфильм» режиссером Валерием Рубинчиком. Сценарием для этой киноленты была повесть Анатолия Рыбакова «Выстрел», которая была заключительной в его знаменитой трилогии, содержащей в себе также произведения «Кортик» и «Бронзовая птица». Экранизации первых двух сочинений были «благословлены» автором, а вот третья его сильно разочаровала. Именно о ней мы сейчас и поговорим.
Стоит отметить, что вся литературная трилогия Рыбакова была хитом советских подростков. Когда экранизации вышли в свет, они приковали к себе внимание не только тез, кто составлял аудиторию книг, но и более взрослых зрителей. Напомним, что в центре сюжета были советские ребята Миша Поляков, Гена Петров и Слава Эльдаров, приключение которых пришлись на 20-е года прошлого века.
Интересно, что литературная версия «Выстрела» вышла уже после его экранизации, причем не на несколько месяцев, а на целый год. Названия книги и фильма тоже разнились, поэтому экранная версия повести получила название «Последнее лето детства». Так получилось, что автор книги и режиссер воспринимали историю совершенно по-разному, а потому кинокартина, которую в итоге увидел Рыбаков, вызвала в нем негативные эмоции.
Ленту нельзя было выпускать на экраны, пока ее содержание не устроит автора первоисточника, поэтому ленту ждало множество правок и переделок. Во-первых, режиссер Рубинчик, казалось хотел передать в фильме, снятом 1974 году, атмосферу эпохи 20-х. На дворе НЭП, люди до сих пор смотрят немое кино, так ценимое многими киноделами. Возможно, в угоду этой классической эстетике было решено по-особенному оформить картину с музыкальной точки зрения. Музыка, навевающая воспоминания о немом кино, звучала в титрах и во время действия. Ход получился не самым удачным, потому что легкая музыка как будто обеляла действия отрицательных героев, заставляла воспринимать их не серьезно.
К актерскому составу тоже были вопросы. Например, роль повзрослевшего Миши Полякова досталась молодому актеру Владимиру Антонику. Он на тот момент только-только окончил актерский вуз и все еще выглядел очень молодо.
Отрицательный персонаж в исполнении знаменитого Евгения Евстигнеева получился даже немного забавным, слегка нелепым. Он не внушает зрителю страха, хотя и понятно, что он враждебен для героев. В «Последнем лете детства» в отличие от двух предыдущих лент трилогии краски приобретают смежные тона: антагонист скорее кажется двойственным, чем абсолютным злом.
Для многих зрителей «Последнее лето детства» наряду с остальными частями трилогии до сих пор вызывает теплые чувства и входит в число любимых советских кинолент. Однако, есть и те, кто «поняли» заключительную часть трилогии, только повзрослев, потому что тоже замечали, что «Кортик» и «Бронзовая птица» похожи друг на друга, но сильно отличаются от своего «третьего брата».