“Последнее лето детства”: почему фильм, полюбившийся зрителям, не нравился автору

356
кадры из фильма Последнее лето детства
Фото - кадры из фильма “Последнее лето детства”

Фильм «Последнее лето детства» был создан на базе киностудии «Беларусьфильм» режиссером Валерием Рубинчиком. Сценарием для этой киноленты была повесть Анатолия Рыбакова «Выстрел», которая была заключительной в его знаменитой трилогии, содержащей в себе также произведения «Кортик» и «Бронзовая птица». Экранизации первых двух сочинений были «благословлены» автором, а вот третья его сильно разочаровала. Именно о ней мы сейчас и поговорим.

Стоит отметить, что вся литературная трилогия Рыбакова была хитом советских подростков. Когда экранизации вышли в свет,  они приковали к себе внимание не только тез, кто составлял аудиторию книг, но и более взрослых зрителей. Напомним, что в центре сюжета были советские ребята Миша Поляков, Гена Петров и Слава Эльдаров, приключение которых пришлись на 20-е года прошлого века.

Интересно, что литературная версия «Выстрела» вышла уже после его экранизации, причем не на несколько месяцев, а на целый год. Названия книги и фильма тоже разнились, поэтому экранная версия повести получила название «Последнее лето детства». Так получилось, что автор книги и режиссер воспринимали историю совершенно по-разному, а потому кинокартина, которую в итоге увидел Рыбаков, вызвала в нем негативные эмоции.

кадр из фильма Последнее лето детства
Фото – кадр из фильма “Последнее лето детства”

Ленту  нельзя было выпускать на экраны, пока ее содержание не устроит автора первоисточника, поэтому ленту ждало множество правок и переделок. Во-первых, режиссер Рубинчик, казалось хотел передать в фильме, снятом 1974 году, атмосферу эпохи 20-х. На дворе НЭП, люди до сих пор смотрят немое кино, так ценимое многими киноделами. Возможно, в угоду этой классической эстетике было решено по-особенному оформить картину с музыкальной точки зрения. Музыка, навевающая воспоминания о немом кино, звучала в титрах и во время действия. Ход получился не самым удачным, потому что легкая музыка как будто обеляла действия отрицательных героев, заставляла воспринимать их не серьезно.

К актерскому составу тоже были вопросы. Например, роль повзрослевшего Миши Полякова досталась молодому актеру Владимиру Антонику. Он на тот момент только-только окончил актерский вуз и все еще выглядел очень молодо.

кадр из фильма Последнее лето детства
Фото – кадр из фильма “Последнее лето детства”

Отрицательный персонаж в исполнении знаменитого Евгения Евстигнеева получился даже немного забавным, слегка нелепым. Он не внушает зрителю страха, хотя и понятно, что он враждебен для героев. В «Последнем лете детства» в отличие от двух предыдущих лент трилогии краски приобретают смежные тона: антагонист скорее кажется двойственным, чем абсолютным злом.

Для многих зрителей «Последнее лето детства» наряду с остальными частями трилогии до сих пор вызывает теплые чувства и входит в число любимых советских кинолент. Однако, есть и те, кто «поняли» заключительную часть трилогии, только повзрослев, потому что тоже замечали, что «Кортик» и «Бронзовая птица» похожи друг на друга, но сильно отличаются от своего «третьего брата».