Телеспектакль «Три сестры»: вспоминаем советскую классику МХАТа

267
Телеспектакль Три сестры
Фото - кадр из телеспекталя "Три сестры"

Совсем недавно всех шокировала новость о дебюте Ольги Бузовой в МХАТ. Девушка сыграла в спектакле «Чудесный грузин», что вызвало неоднозначную реакцию публики. В нашей сегодняшней статье предлагаем вернуться к «золотым» временам театра, когда не приходилось прибегать к созданию шумихи вокруг события и звать на выступления абсолютно далеких от этой сферы артистов. Если быть более точными, то мы поговорим о спектакле «Три сестры».

Символ советского театра

Эта постановка является одной из самых важных постановок советского МХАТа. В 1940 году за работу над ней взялся сам Владимир Иванович Немирович-Данченко, в то время возглавлявший художественный театр. Над этой чеховской историей он трудился еще в начале ХХ века, но с годами она приобрела для него более глубокий смысл. К основному сюжету о семье Прозоровых, их личных трагедиях и бытовой подоплёке добавлялась тонкая нить ностальгии по старой, но прекрасной России из прошлого.

Телеспектакль Три сестры
Фото – кадр из телеспекталя “Три сестры”

В 1984 году «Три сестры» в исполнении актеров МХАТа были зафиксированы на пленке – сегодня телеверсию может посмотреть любой желающий.

Возрождение классики

В прошлом году спектаклю Немировича-Данченко, сам Чехов и его пьеса праздновали юбилей. В честь этого режиссеры Валентин Клементьев и Михаил Кабанов приняли решение реконструировать советский театральный шедевр.

Телеспектакль Три сестры
Фото – кадр из телеспекталя “Три сестры”

Была проделана колоссальная работа: изучены дневники и заметки первых создателей, особенности сценографии, декорации и наряды восстановлены по архивным фотографиям. Отдельное внимание было уделено музыке и звуковому ландшафту постановки, состоящему из разных бытовых шумов и т.д.

Эталон, к которому стоит вернуться

Почему же «Три сестры» стали настоящей энциклопедией для театральных постановщиков и актеров, полюбились публике и до сих пор актуальны? Все дело в качестве и кропотливом подходе советской школы.

Мастерство режиссера и игра артистов – главная опора любого спектакля. Только настоящий талант в совокупности с изматывающими репетициями могут поднять его на достойный уровень., Ирина Мирошниченко, Маргарита Юрьева, Любовь Стриженова, Вячеслав Невинный, Евгений Евстигнеев – исполнили главные роли в телеспектакле. Рекламные кампании, искусственный резонанс, вызванный слухами, обилие спецэффектов – излюбленные приемы в наше время, но они ни капли не приблизят к результату «золотого резерва».

Уважение к классике – еще одна важная деталь советского театра. На примере «Трех сестёр» отчетливо видно, как постановщики пытаются прочувствовать и не нарушить авторскую идею, как тщательно они воссоздают художественный мир.

Современным театральным деятелям не помешало бы обратиться к опыту тех времен. Речь, конечно, не про всех, потому что и сейчас можно найти мастеров с очень удачными проектами. Тем не менее, мало кто станет отрицать значение спектакля «Три сестры» для МХАТа и для театрального мира в целом.