“Мы, нижеподписавшиеся”: как создавался самый неординарный фильм Татьяны Лиозновой

88
Мы, нижеподписавшиеся
Фото - кадры из фильма “Мы, нижеподписавшиеся”

Фильм «Мы, нижеподписавшиеся», снятый Татьяной Лиозновой, вышел на экраны в 1981 году. Для режиссера это был не совсем обычный жанр, к тому же в картине поднимались острые социальные вопросы.

Литературная основа и тема

Съемки картины «Карнавал» были отложены по разным причинам, и Лиознова, чтобы не терять времени, решила снять другой фильм. Ее заинтересовала пьеса Александра Гельмана, которая до этого вполне успешно шла в крупных столичных театрах.

Сюжет пьесы «Мы, нижеподписавшиеся» драматург взял из окружавшей его действительности. Какое-то время он трудился на строительстве большого завода и там увидел всю «изнанку»: попытки подкупить чиновников, показать то, чего нет на самом деле, устроить «показуху», пойти на компромисс под чьим-то давлением.

Мы, нижеподписавшиеся
Фото – кадр из фильма “Мы, нижеподписавшиеся”

Сюжет пьесы был построен на том, как работникам строительно-монтажного управления нужно убедить чиновничью комиссию принять построенный хлебозавод. Сделать это нужно любыми способами, тем более что комиссия уже не приняла постройку. Так получилась производственная драма, которую Гельман переписал затем и как сценарий для киноленты.

Лиознову отговаривали от съемок такой картины: якобы подобные сюжеты неинтересны и просты. Однако режиссер почувствовала в сценарии нечто актуальное для своего времени, увидела, как герои пьесы принимают сложные решения – и захотела воплотить всё это на экране.

Сложности

Когда Татьяна пошла утверждать сценарий, в Госкино ей отказали. Тогда она обратилась в Гостелерадио: Лиознова знала, что на телевидении всё было более лояльно. Тем более, что его глава Сергей Лапин находился в негласном противостоянии с главой Госкино Филиппом Ермашом.

Мы, нижеподписавшиеся
Фото – кадр из фильма “Мы, нижеподписавшиеся”

В Гостелерадио дали добро. Ермаш сделал попытку воспрепятствовать съемкам – запретил киностудии давать помещение для съемок, однако Лиознова всё равно добилась своего.

Актерский состав

«Мы, нижеподписавшиеся» – фильм, в котором собрались актеры, отобранные для ленты «Карнавал»: Ирина Муравьёва, Клара Лучко, Юрий Яковлев. Также Лиознова пригласила Леонида Куравлева, с которым уже работала в «Семнадцати мгновеньях весны», Аристарха Ливанова и Олега Янковского. Последний, кстати, уже был знаком с творчеством Гельмана: Янковский уже играл в фильмах, снятых по его сценарию.

Интересно, что в одном из эпизодов появляется Иосиф Кобзон. Певец был знаком с Лиозновой с момента работы над фильмом «Семнадцать мгновений весны», к которому Кобзон записывал песни. Артист сам попросил Лиознову сняться у нее хотя бы в крохотной роли.

Дальнейшая судьба

Мы, нижеподписавшиеся
Фото – кадр из фильма “Мы, нижеподписавшиеся”

Утверждение картины тоже не прошло гладко, но режиссер отстояла все замечания, и в итоге фильм вышел на экраны практически без правок. Первый и последующий показы собрали довольно большую аудиторию. Если учесть, что спустя недолгое время вышел «Карнавал», то можно сказать, что эта драма Лиозновой подогрела интерес к ее творчеству.

Постепенно эпохи сменились, и фильм перестал быть таким актуальным. Его редко показывают по телевизору, в отличие от других киноработ режиссера. Хотя, если задуматься, то вопросы, поставленные в картине, не перестают волновать зрителей.